Натуральное дерево в интерьере
Нет на свете материала менее прочного, чем бумага. И все-таки XXI век мы встречаем в окружении этого прекрасного материала. Рукописи не горят, а бумажные обои не вредят!
Рождение бумаги обставлено красивыми легендами, а историческая правда состоит в том, что советник китайского императора Хо по имени Цай Лунн в один прекрасный день правильно размельчил, размочил и процедил нечто вроде супа из старых тряпок, рыболовных сетей и древесной коры. Из этого неприглядного раствора он отлил первый бумажный лист, слегка сероватый. Было это в 105 году. С тех пор изготовление бумаги встало на промышленные рельсы, но многие до сих пор льют декоративные листочки ручным способом, облагораживая основной рецепт добавками из травы, цветов и кусков старых джинсов. Полученная продукция идет на декоративные конверты, приглашения и блокноты, а в юго-восточных странах — на производство популярных бумажных светильников.
Рисовая бумага васи в Японии — такой же народный промысел, как у нас палех или каслинское литье. И хотя находится он в столь же угасающем состоянии (в известной провинции Мино из пяти тысяч бумажных артелей осталось только тридцать), японские дизайнеры стараются спасти свое наследие, применяя старый материал в новых формах. Переработанная бумага ценится не меньше, чем новая. Так повелось исстари: придворная дама императора Сейва после его смерти в 880 году сделала из писем монарха новые голубые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к душе императора. На самом деле бумага получилась не голубой, а сероватой — из-за остатков туши. Тем лучше, подумали японцы, так проявляется наше уважение к умершим. Профессия сборщика макулатуры в эпоху Эдо стала одной из самых почетных и остается такой поныне.
Именно японцы навострились делать из бумаги предметы домашней обстановки. Европейская история знает только один бумажный интерьер: немецкий герцог Фридрих Мекленбург, мечтавший о роскоши, но стесненный в средствах, сделал себе дворец в стиле рококо… из папье-маше.
У японцев же подобные вещи не выходка эксцентриков, а норма вещей. Сейсмическая неустойчивость и относительно мягкий климат на островах предопределили появление бумажных стен и бумажных перегородок. Полы здесь выстилаются циновками, которые, конечно, сплетены не из бумаги, а из травы, но по своим качествам стопроцентно отвечают требованиям экологии. Правильно сделанные полупрозрачные перегородки сёдзи вполне применимы и в стандартной европейской квартире: они делят пространство, пропуская воздух и, что особенно важно, свет. Но без чего точно не сможет обойтись европеец, так это без обоев — самого популярного дальневосточного изобретения.
Обои
Бумажные обои появились на свет чуть позже изобретения самой бумаги. Изначально они имитировали недоступную для многих социальных слоев обивочную ткань, крепились на специальные подрамники и украшали стены, как картины. Благодаря подрамникам, а точнее воздушной прослойке между стеной и обоями, многие старинные образцы чудесным образом сохранились, но вообще-то бумага как таковая не проявляет чудес износостойкости. С появлением винила вопрос о долговечности этого рода декора был, вроде бы, решен: виниловые покрытия можно мыть, их проще клеить — потребитель просто влюбился в этот непритязательный материал, и рынок заполонили виниловые обои всех видов и сортов.
Меж тем экологи бьют тревогу и предлагают не идти на поводу у производителей и продавцов. Выяснилось, что нет более страшного аллергена, чем грибок плесени — он расцветает под винилом в домах с повышенной влажностью и недостатком солнечного света. Поэтому воздержитесь от оклейки виниловыми обоями детских и подумайте насчет взрослых комнат.
Новое направление в декоре стен — авторские обои. Они делаются на заказ качественными красками на отличной бумаге. По цене и вложенному труду это все равно, что украсить стены акварелями, но именно такое оформление квартиры имеет все шансы стать самым модным.
Отдельное экологически чистое покрытие для стен — линкруст. Это не совсем бумага, но нечто ей родственное. Линкруст был изобретен в 1877 году английским фабрикантом Фредериком Волтоном, который смешал древесную муку хвойных пород, льняное масло, мел, воск и канифоль. В результате получилась пластичная масса, ее нанесли на бумажную ленту, специальными валиками выдавили рельефный рисунок и оставили сушить. Линкрустовые рулоны «дозревают» в течение двух месяцев при специальной температуре — рельеф закрепляется на покрытии раз и навсегда. Этот материал очень популярен в Англии. Им декорируют все: от железнодорожных вагонов до королевских покоев в Букингемском дворце. Единственное «но»: линкруст нельзя красить водоэмульсионными красками (льняное масло не позволит им лечь ровным слоем). Эмали подойдут, но производители советуют масляные краски на основе натуральной олифы, чтобы не нарушать экологической чистоты продукта.
Лучшие производители обоев никогда не используют винил! Только бумагу — плотную, не макулатурную (бумага, изготовленная из макулатуры, неоднородна и плохо клеится, а со временем превращается в пыль). Обои знаменитой английской фабрики Farrow & Ball выглядят как тонкий картон. Сверху на них нанесен рисунок блочной печатью и только водоэмульсионными красками — за счет такой печати рисунок получается объемным на ощупь, краска ложится красивыми волнами. Некоторые орнаменты защищены бесцветным лаком на водной основе. Само собой, для наклеивания столь изысканной продукции лучше пригласить специалиста.
Свет и мебель
Обои — хорошо, но стоит ли увлекаться бумагой настолько, чтобы наполнять дом бумажной мебелью и светильниками? Многие дизайнеры экспериментируют с картоном, но этот материал настолько непрочный, что подходит только для изготовления ширм.
Особняком стоит мебель, сплетенная из крафт-бумаги по технологии «ллойд-лум». Эта техника возникла в Америке в XIX веке: на проволочный каркас плотно наматывалась перекрученная бумага. Получались легкие стулья и кресла, напоминающие чеховскую дачную мебель из камыша и лозы. Такие предметы до сих пор встречаются в продаже, они достаточно прочны, а порвавшийся кусочек можно подклеить. Однако самой лучшей находкой для вашего интерьера будет бумажный светильник.
На Востоке их используют вдоль и поперек: для освещения домов и храмов, для праздничных церемоний и корпоративных вечеринок. Они бывают натурального цвета рисовой бумаги и красными, расписными и с кисточкой. Синие и белые — это особый случай, такие цвета на Востоке символизируют болезнь и траур. Все остальное приемлемо. Можно из рисовой бумаги и тех же самых реек склеить люстру в форме дракона, а можно — облака, эллипсы, самолеты. По правилам, такой фонарик будет обработан противопожарной пропиткой, но все же к нему надо тщательно подбирать лампочку, не превышая указанных на упаковке параметров. Свет он дает мягкий, рассеянный и идеально подходит в качестве ночника или коридорного светильника. В гостиной лучше повесить сразу несколько бумажных светильников: в гирлянде они заменят люстру.
Поиск по странице
Статьи
По материалам журнала «Квартирный ответ»: