Натуральное дерево в интерьере
Некрашеная деревянная мебель на пике популярности. Но вы можете не торопиться с покупкой — она не выйдет из моды ближайшие лет сто.
В мире дизайна интерьера сложно давать какие-либо прогнозы, но есть вещи, очевидные для всех. Например, абсолютно ясно, что победное шествие классических пластиков, начавшееся в 60-е годы, закончилось. Им не доверяют. Они некрасиво стареют, захламляют Землю и убивают нас при пожаре (не приведи Господь!). У древесины тоже масса недостатков, но по крайней мере мы все про нее знаем и готовы с этими недостатками мириться. А сколько у нее достоинств!
Те тактильные и визуальные ощущения, которые дает нам натуральное дерево, стоят так дорого, что современный горожанин безоговорочно предпочтет простенькую сосновую табуретку пластиковому стулу, пусть даже от самого Филиппа Старка. Добавьте к этому миф о том, что деревянная мебель полезна для дома, поскольку не выделяет вредных веществ (хотя почему же не выделяет, если ее обработали химикатами?..), и вы получите экологически чистый интерьерный продукт. Спрос на него сегодня невероятно высок. Правда, потребитель, озабоченный экологией дома, совсем не думает об экологии планеты. Для удовлетворения его прихоти продолжают вырубать леса. Но этот вопрос традиционно оставляют на совести мебельных фабрикантов: мол, это они должны сажать рощи на месте исчезнувших. Как бы то ни было, на Земле осталось не так уж много «горячих точек», где разрешена вырубка девственного леса. В Европе, например, много не нарубишь, поэтому мебель из массива там — целое событие. Явление редкое и довольно дорогое.
История компромисса
Не одним массивом жив человек, сказали как-то технологи и разработали три вида древесных плит, с переменным успехом заменяющих в наших домах натуральное дерево.
ДСП — древесно-стружечная плита. Надо сказать, успехи этого материала не слишком велики: стружки соединяются формальдегидными смолами, а те настолько не полезны для человеческого организма, что некоторые виды ДСП категорически запрещены в производстве детской мебели. Самыми экологически чистыми считаются ДСП австрийского и немецкого производства (класс Е1).
МДФ делается уже не из стружек, а из древесной пыли, и соединяется эта пыль парафином и лигнином, что уже намного лучше. Дерево в этом случае такое, как будто его засунули в миксер (в то время как ДСП — это дерево, пропущенное через мясорубку). МДФ — продукт безвредный, поэтому до сих пор держится в фаворитах.
Чтобы посмотреть на ДВП (древесно-волокнистую плиту), отодвиньте от стены свой комод или шкаф: задняя стенка будет сделана из тонкой шершавой фанерки. Но это не фанерка, а ДВП, или оргалит. Этот материал тоже сделан из древесной пыли, но путем мокрого прессования (как творог). Вещь, незаменимая во многих корпусных конструкциях!
Лучший из изобретенных компромиссов — это бутерброд «плита плюс натуральный шпон». Во-первых, в шпонированной мебели большая часть поверхностей, испаряющих клей и формальдегиды, оказывается закрытой тонким слоем дерева, во-вторых, потребитель получает хоть в минимальной дозе, но все-таки настоящий махагон, амарант, орех, ясень. В-третьих, расходы леса существенно экономятся — ведь из одного квадратного метра древесины толщиной 3 см получается не меньше пятидесяти метров листового шпона!
Другое дело, что развитие технологий шпонирования идет вразрез с требованиями экологии дома. Например, необычайную популярность среди мебельщиков набирает шпон «файн-лайн». При его изготовлении бревно, как и при традиционном методе, раскатывают на очень тонкое полотно, режут на листы, но затем эти листы еще и прокрашивают, собирают в пачки, склеивают и прессуют! И уже эти полученные блоки нарезают под определенным углом на собственно шпон. Таким образом мастер добивается оригинальной текстуры и цвета, только вот сколько живого дерева остается в истерзанном «файн-лайне»?
Одним словом, все вышеперечисленные скромные труженики нашего интерьера — всего лишь жалкие подобия настоящих деревянных досок. Натуральное дерево намного красивее. Но ведет себя из рук вон плохо.
Лесная кладовая
Ни для кого не секрет, что поведение дерева совершенно непредсказуемо. Даже если вы соблюдете все необходимые правила (высокая влажность в комнате, удаленность от батарей, защита от прямых солнечных лучей), ваша деревянная мебель наверняка выкинет какую-нибудь штуку: слегка рассохнется филенка, треснет рама, ящики комода станут заедать… Если вы дизайнер или реставратор, то ваша участь еще более незавидна. Из красивейших африканских пород (эбен, палисандр, амарант) замучаешься что-либо выпиливать — настолько они тверды. И наоборот, тополь и некоторые сорта красного дерева, мягкие и легкие в обработке, имеют пористую древесину, а значит, не поддаются шлифовке и быстро теряют товарный вид. Самая легкая древесина — бальса — идеальна для плавсредств (из нее делал плоты Тур Хейердал), но совершенно непригодна для мебели — стулья из бальсы приходится армировать пластиком. И даже если вы нашли породу, устраивающую вас во всех отношениях, попробуйте-ка подобрать одинаковые или хотя бы однотипные доски для паркета и мебельной фанеровки!
В довершение всех бед список древесных пород, массив которых используется в промышленности, весьма ограничен и продолжает сокращаться. Еще в 50-е годы тик стоил копейки — в странах Юго-Восточной Азии рубили свои джунгли почем зря, а тиковую мебель делали даже скандинавские дизайнеры. Теперь это дорогое удовольствие, так же как вишня и орех. Некоторые породы не используются в доме традиционно, например осина (иудино дерево). Правда, ИКЕА сделала в этом году попытку запустить осиновую коллекцию, но пока она не пользуется бешеным успехом, о чем свидетельствуют минимальные цены. Общедоступными остаются лишь сосна, лиственница и частично береза (да и то в основном в виде фанеры).
Чтобы дерево стало таким, как нам хочется, мебель тонируют и перекрашивают. Так было испокон веков: достаточно какой-нибудь породе занять первые строчки древесного хит-парада, и у нее тут же появляются двойники. Например, в XIX веке все красили под махагон (красное дерево) — даже ссыльные декабристы в письмах из Сибири интересовались рецептами красящего состава. В конце XX века фаворитом стало венге. Пару лет назад в моде был выбеленный дуб, а уже год спустя дизайнеры попытались изобразить палисандр. Последняя тенденция грозит задержаться надолго — в моде натуральная древесина, не тонированная и не крашеная. Более того, некоторые дизайнеры отказываются даже от клея, прибегая к старинному дедовскому способу скреплять доски с помощью шпунтов и шкантов. Максимум правды, минимум косметики!
Без макияжа
Совсем отказаться от «косметики» дерево не в силах. Что тогда станет с его неухоженным лицом? Незащищенный фасад быстро почернеет от дождя и снега, балки и внутренние стены подточат жучок и плесень, столы и полки покроются пятнами от воды, вина, пластилина, шариковых ручек…Защитное покрытие нужно, хотя оно должно быть невидимым — и это главный камень преткновения сегодняшних технологов. Дело в том, что, чем первозданнее выглядит дерево, тем больше в него вложено денег. Деликатные экологически чистые пропитки дорого стоят, особенно те, что изготавливаются по старым дедушкиным рецептам: натуральные масла, воск, ручная полировка. Но именно такая обработка дерева обещает комфорт в доме и здоровье его обитателям.
Поиск по странице
Статьи
По материалам журнала «Квартирный ответ»: